Часть вторая, практическая
От редакции. В нашем журнале № 8-10 (16) 2006 была опубликована статья Екатерины Паруновой об этом мероприятии, которое проходило с 27 сентября по 1 октября прошлого года в г.Горловка при содействии Украинской Федерации спорта с собаками, Шведского Клуба рабочих собак и Международной Организации собак-спасателей (IRO). Неугасающий интерес к работе собак, спасающих человеческие жизни, подстегнул нас к продолжению этой темы, поэтому мы обратились к автору за некоторыми разъяснениями относительно практической стороны семинара, в результате чего и появился данный материал. Описания некоторых ниже приведенных упражнений специально оставлены общими и, соответственно, не могут быть восприняты как руководство к действию и использованы, как материал для самостоятельных занятий. Работа по подготовке собак в вышеуказанной области является сложной и требующей весьма глубоких знаний, а также профессионального подхода и обязательного постоянного контроля со стороны инструктора – специалиста.
Перед тем, как перейти к непосредственному описанию того, что происходило на семинаре, стоит остановиться на общих навыках, необходимых каждой команде спасателей (человеку и его четвероногому напарнику). Их можно сформировать путем выполнения ряда несложных, на первый взгляд, упражнений. Шведские инструкторы – Ева Гарриссон, Биргер Ларссон и Ульф Серлин – представили на семинаре семь таких упражнений. Каждому занятию предшествовала детальная лекция, на которой участникам семинара подробно объясняли основную цель и особенности каждого отдельного упражнения, рассказывали о порядке действий и моментах, на которые нужно обратить особое внимание. Работа строилась так, что одно упражнение было направлено на формирование только одного навыка, одного определенного типа поведения.
Давайте рассмотрим общую схему работы команды спасателей, продемонстрированную шведами. Итак, работа команды может быть условно разделена на три этапа: элемент взаимодействия, локализации и обозначения. Для успешной, стабильной и эффективной работы все три элемента в идеале должны быть развиты в равной степени.
Важными составляющими элемента взаимодействия являются доверие собаки к человеку (проводнику) и хороший контакт с ним. На этом этапе инициатива в отношении действий принадлежит проводнику – он указывает собаке необходимую зону обыска. Этот этап работы длится до тех пор, пока собака не учует запах пострадавшего. На этом следует остановиться подробнее. Важной особенностью дрессировки собак-спасателей является то, что во время поиска собака должна работать так называемым «верхним» чутьем. Это значит, что запах воспринимается ей по ветру: четвероногий спасатель поднимает голову вверх и принюхивается, пытаясь наиболее точно определить направление, откуда исходит запах человека. Таким образом, собака-спасатель идет по кратчайшему пути к пострадавшему и тратит минимум времени в отличие от собаки, приученной работать «нижним» чутьем и поэтому внимательно прорабатывающей след. В тот момент, когда собака «занюхала» воздух и стала уверенно направляться в определенном направлении, заканчивается первый этап работы.
Теперь команда переходит к локализации – определению наиболее точного места нахождения пострадавшего. Животное работает в свободном состоянии, т.е. без поводка. Сейчас инициатива принадлежит уже собаке. Именно в этой части поиска остро ощущается необходимость наличия у собаки таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе и умение принимать решения. Эти качества нужно вырабатывать или же, при их хорошей изначальной выраженности, закреплять и поддерживать. Очень важно, чтобы теперь проводник доверял своему напарнику. Собака же должна максимально контролировать ситуацию: быть достаточно уверенной, чтобы следовать к источнику запаха, даже сильно удаляясь и теряя проводника из виду, но при этом, не забывая о том, что «работает в команде». Постоянный контакт с проводником – одно из важнейших условий слаженной работы, а соответственно, и возможности спасти наибольшее количество людей.
Во время локализации собака должна максимально близко подойти к пострадавшему. Когда эта задача выполнена, начинается завершающий этап поиска – обозначение. Собака дает проводнику знать, что нашла пострадавшего и точно определила, где он находится. В шведском методе подготовки используются два способа обозначения – лаем и с помощью бринзеля. Суть первого заключается в том, что, находясь на наиболее близком к потерпевшему расстоянии, собака начинает лаять и продолжает делать это до тех пор, пока не придет проводник и не окажет помощь пострадавшему. Работа с бринзелем имеет несколько иной характер. Бринзель – это предмет, обычно имеющий продолговатую форму, изготовленный из резины или же плотной ткани, крепящийся на ошейник собаки так, чтобы в нужный момент она могла взять его в зубы. Когда пес находит пострадавшего, он берет в зубы бринзель и возвращается к проводнику. Бринзель в пасти животного говорит проводнику о том, что местонахождение объекта поиска установлено. Проводник берет собаку на поводок, и она ведет его к пострадавшему.
Вот так вкратце можно описать процесс поиска людей собаками-спасателями. К слову, нужно добавить, что шведы готовят собак исключительно для поиска живых людей. Таким образом, хвостатые спасатели не тратят время на проработку посторонних запахов, рационально используя бесценное время. В некоторых странах существуют две группы поисковых собак: одних готовят для работы по поиску живых людей, других – по поиску мертвых. И только единицы из них могут использоваться и в том, и в другом случае. В частности, необходимость в применении собак, подготовленных российскими и украинскими инструкторами по поиску останков, к сожалению, возникла при трагическом падении самолета неподалеку от Донецка в прошлом году.
Но поговорим все-таки о подготовке собак-спасателей, ориентированных исключительно на поиск живого человека. Собак, которые будут работать в качестве спасателей, тщательно отбирают, впрочем, как и проводников. Отбор производится в соответствии с критериями, описанными в специальном тесте. Один из элементов проверки, а именно отношение собаки к посторонним людям, был наглядно продемонстрирован участникам семинара. И, конечно же, каждый желающий смог пройти этот мини-тест со своей собакой. Данная процедура включала в себя проверку реакции собаки на группу людей, не предпринимающих никаких действий; отношения животного к одному человеку; произнесение посторонним человеком клички собаки и ее контактность. При прохождении данного упражнения участники семинара учились определять, как интерпретировать те или иные действия собаки; видеть, в какой именно момент собака установила контакт с незнакомым человеком; ну, и естественно, на основании увиденного они должны были суметь сделать правильные выводы о теоретической пригодности конкретной собаки к выполнению обязанностей спасателя. Если говорить предельно просто, то нужно было выделить тех собак, которым не просто нравятся люди – собака должна их любить. Очевидно, что между словами «нравиться» и «любить» есть существенная смысловая разница, такая же разница есть и в поведении животного, в зависимости от его отношения к посторонним.
Переходя непосредственно к выработке навыков для спасательной службы, стоит начать с формирования у собаки желания найти пострадавшего. Очень важно, чтобы собака действительно хотела искать. Ведь, в таком специфическом роде деятельности добиться чего-то принуждением практически невозможно, более того – не нужно! Как уже было отмечено выше, особенность работы четвероногих спасателей именно в самостоятельности, уверенности и искреннем желании, поэтому с большинством возникающих проблем или же задач собака должна справляться сама, ну или, по крайней мере, быть уверенной в том, что ей это удалось самостоятельно. Именно это является одним из ключевых моментов обучения, который впоследствии становится залогом успешной работы уверенной, смелой, но аккуратной собаки.
Следующим упражнением после теста на пригодность являлось формирование у собаки желания искать. Суть его заключается в том, что в присутствии проводника, держащего собаку на поводке, с ней играет помощник. Активные игровые действия собаки бурно поощряются голосом. Потом собаку уводят, и в это время помощник, предварительно определив направление ветра так, чтобы собака могла его учуять, прячется вместе с игрушкой. После этого проводник с собакой начинают поиск. Важным моментом является то, что после окончания игры собаке не только не подаются никакие команды – отсутствует какой-либо вербальный контакт.Таким образом, собака работает не для того, чтоб заслужить похвалу проводника, а потому что хочет продолжить веселую игру с помощником-«пострадавшим». Коррекция поведения проводится исключительно возможностью продвижения вперед или же ее отсутствием: проводник останавливается каждый раз при попытке собаки отработать нижним чутьем и продолжает движение только тогда, когда собака переходит на верхнее. Когда проводник замечает, что собака точно «занюхала» направление и активно движется к месту, где спрятался помощник (проводник знает о конкретном местоположении помощника), то отпускает конец поводка, давая собаке самостоятельно «найти» его. В этот момент помощник не производит каких-либо действий, заставляя собаку подойти как можно ближе и «проявить инициативу» – выразить желание поиграть. Только после этого помощник «оживает» и начинает активно играть с собакой, хваля ее. Потом они вместе направляются обратно к проводнику. После выполнения упражнения собаку нужно успокоить, например, просто присев всем вместе на траву.
Выполняя это упражнение, мы обучаем собаку работать правильно – только верхним чутьем, вырабатываем желание искать даже постороннего человека, учимся управлять ее действиями и анализировать их. Естественно, весь процесс выполнения всех упражнений контролировался и комментировался нашими шведскими гостями.
Еще одним нестандартным элементом в работе собаки-спасателя и, соответственно, необходимым навыком является адекватная реакция животного на специфические условия окружающей среды. Спасателям в большинстве случаев приходится работать в завалах и подобных им экстремальных условиях, поэтому собаки должны не просто спокойно относиться к темноте, замкнутому пространству, передвижению по разного рода нестабильным или же непривычным поверхностям, но продолжать продуктивно и уверенно исполнять свои обязанности при таких обстоятельствах. К подобным ситуациям животное нужно приучить, и это также один из немаловажных разделов в подготовке собаки-спасателя.
Примером адаптации собаки к нестабильным поверхностям на семинаре стало следующее, весьма простое, упражнение: соорудив шатающуюся платформу из плотной деревянной доски, положенной на деревянный цилиндр, и вооружившись кормом, на платформу выходили участники семинара с собаками. Суть упражнения в том, чтобы из спокойного состояния переводить доску движением ног в шатающееся и таким образом заставлять собаку балансировать. В процессе работы животное получает корм и похвалу. Естественно, данное упражнение стоит отрабатывать очень аккуратно – нельзя испугать и тем более травмировать собаку. Работать стоит мягко и постепенно, не затягивая упражнения и не форсируя событий.
Еще одним заданием проводника является обучение своего четвероногого друга правильно ходить по лестницам. Да, на самом деле, часто этому тоже нужно учить. Изначально некоторые собаки не любят ходить вверх и вниз по лестницам, боясь высоты или стараясь как можно быстрее проскочить неприятное место. К тому же, часто обучение проводится на металлических лестницах, ступеньки которых сделаны не из цельного материала, а имеют в себе отверстия. Такие поверхности являются потенциально опасными, ведь собака может травмировать себе лапы или же просто испугаться. Для исключения подобных неприятностей нужно научить собаку передвигаться по лестнице аккуратно и в умеренном темпе. Иногда собаки отказываются идти по лестнице, некоторые животные, наоборот, слишком торопятся: одни от азарта и желания работать, другие из-за страха и стремления быстрее закончить эту процедуру. Оба варианта являются нежелательными. Но опять же, данное поведение можно исправить постоянной практикой и правильным поведением проводника. Он должен определить причину неправильного выполнения собакой упражнения и, в зависимости от этого, грамотно исправить и закрепить спокойное и уверенное поведение собаки при прохождении любого препятствия.
Что касается работы собаки в темном помещении, то это опять же вопрос практики и адаптации. На семинаре Ульф, Биргер и Ева выбрали подходящее полуразрушенное здание с весьма ограниченным освещением. Предварительно тщательно проверив пол на предмет наличия острых и других опасных предметов и убедившись в том, что угрозы получения травм животными и людьми нет, шведские инструкторы начали упражнение. Само действие не отличалось чрезмерной сложностью – нужно было просто войти с собакой с улицы в здание, пройти несколько метров из одной комнаты в другую и вернуться обратно. Особенность была в том, чтобы постоянно держать под контролем состояние собаки и не подвергать ее лишнему стрессу при явных признаках перенапряжения. Важно было, чтобы по возможности собака сама преодолела свои страх и неуверенность, если они присутствовали у животного.
Очевидно, что в процессе поисковых работ проводник и собака сталкиваются с потенциально опасными ситуациями, обусловленными, например, спецификой местности, ограниченностью возможного обзора и т.п. В таких случаях приходится внимательно контролировать работу собаки во избежание травм. Бывает, что спасатели переносят своих собак на руках, поднимают или же помогают спуститься с препятствий. И опять же, животное должно адекватно реагировать на такие манипуляции. Собственно, следующее упражнение и заключалось в том, чтобы научить участников семинара правильно «помогать» своим четвероногим друзьям. Казалось бы, ну что такого – поднять или опустить собаку? Да, само действие не является очень трудным, но… Во-первых, проводник должен быть в принципе способен без чрезмерных усилий поднять собаку, с которой работает. А, во-вторых, собака в это время должна вести себя абсолютно спокойно: не вырываться, не проявлять бурных знаков радости и любви, будучи «на ручках», и оказавшись на земле или на другой поверхности, оставаться на месте, пока сам проводник не преодолеет препятствие или же не подаст команду к началу движения. И если до этого некоторые участники семинара как-то не особенно задумывались о необходимости физической подготовки у проводника собаки-спасателя, то теперь и этот аспект стал для всех очевидным, особенно для владельцев крупных собак.
Итак, остался еще один элемент поисковой работы – обозначение. Ева, Ульф и Биргер объяснили участникам семинара, как вырабатывается навык обозначения лаем. Для этого после игры с собакой помощники самоотверженно прятались «в коробочку» на глазах у животного и оставались «в укрытии» до тех пор, пока собака не начинала лаять, пытаясь «достать» помощника и возобновить игру. Трудолюбия и энтузиазма для выполнения этого упражнения участникам семинара прибавлял проливной дождь. Можно сказать, что занятия проходили в условиях, приближенных к реальным.
Наконец, все основные элементы начального обучения были описаны шведскими инструкторами и отработаны участниками семинара. В завершении шведы предложили попробовать объединить все отдельно опробованные элементы в единое целое и посмотреть, что же, собственно, у нас получилось, попрактиковаться и провести общий анализ нашей работы. Ведь, действительно, успешная реализация отдельных частей рабочего процесса еще не является гарантией такого же удачного общего результата. Подыскав подходящее место – площадку со всевозможным металлоломом и полуразрушенными зданиями – Биргер объяснил порядок действий. Собак умышленно оставили за территорией имитированного поиска. Участники семинара со своими собаками по очереди приходили сюда только после того, как «пострадавший» прятался. Сам проводник, как и его собака, не знали, где находится человек, которого им предстояло найти. Остальные участники вместе с инструкторами наблюдали за процессом на расстоянии. Попутно Биргер рассказывал о границах зоны поиска и постоянно сопровождал начинающих спасателей, комментируя действия человека и собаки и объясняя, чем вызвано то или иное поведение животного. Он также подсказывал, как лучше скорректировать работу в зависимости от изменения направления ветра, хотя в целом, каждый участник работал самостоятельно.
После завершения выполнения упражнения каждым участником проходило общее обсуждение работы, шведские инструкторы комментировали и при необходимости делали замечания, обращали внимание на ошибки или же успехи, отвечали на вопросы участников. Таким образом, участники семинара не только получили знания о выработке навыков, необходимых будущей собаке-спасателю, но и попробовали самостоятельно отработать имитированный поиск пострадавшего, используя, пусть и минимальную, базу знаний, которую они получили во время семинара. Именно комплексная работа в смоделированной ситуации дала возможность более глубоко проанализировать возможное поведение собаки, увидеть наглядно проявляющиеся характерные поведенческие реакции, получить опыт и самому человеку, работающему с собакой. Каждый участник семинара самостоятельно попробовал правильно построить схему поиска определенной зоны, принимая во внимание особенности местности, погоды и, конечно же, индивидуального поведения собаки. Стоит заметить, что обнаружение собакой «пострадавшего» не было самоцелью этого упражнения, важен был, как говорится, сам процесс.
Я вряд ли преувеличу, если скажу, что проведением семинара все его участники остались довольны. Действительно, не всегда первый блин комом. А вот с жизненным правилом, что все хорошее имеет свойство заканчиваться, поспорить намного сложнее… Семинар закончился. Но радует тот факт, что он был продуктивным, полезным и, что самое приятное, несомненно, будет иметь продолжение.
Хочется еще раз выразить благодарность организаторам и участникам семинара за их труд и энтузиазм, за замечательно проведенное время, за новые знания, друзей и перспективы!
Екатерина ПАРУНОВА
Фото: Е.Парунова, К.Бинковский, Ульф Сёрлин
(ТЫ И СОБАКА, 2-3/2007)